Решение о приостановлении деятельности ооо

Содержание
  1. Решение о приостановлении деятельности ооо
  2. Приостановление деятельности ООО. Заявление о приостановлении деятельности ООО
  3. Виды приостановления деятельности
  4. Приостановление деятельности в добровольном порядке
  5. Как быть с работниками?
  6. Как быть с отчетностью?
  7. Как быть с обязательствами?
  8. Как быть с расчетным счетом и кассой?
  9. Приостановление деятельности для «упрощенцев»
  10. Что думают в контрольных органах о добровольном приостановлении
  11. Административное приостановление деятельности
  12. Как на время «заморозить» компанию: приостановление деятельности ООО
  13. Как закон регулирует вопрос?
  14. Порядок действий
  15. Остановка финансовых операций
  16. Увольнение сотрудников в ходе «заморозки» компании
  17. Как поступить с активами?
  18. Сдача отчетности
  19. Порядок подачи сведений о приостановлении деятельности (ЕНВД)
  20. ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Решение о приостановлении деятельности ооо

  • Главная
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Судебная практика
  • Решение суда о приостановлении деятельности парикмахерской ООО «Нексте» на Нижегородской улице исполнено
  • В ходе проверки выявлены нарушения СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», а именно:

    • отсутствие стерилизационного оборудования для стерилизации рабочих инструментов, используемых при маникюре, парикмахерских услугах и косметических услугах;
    • нарушение дезинфекционного режима обработки инструментов;
    • отсутствие приточно-вытяжной вентиляции;
    • стирка использованного белья проводится в стиральной машине, установленной в помещении санитарного узла;
    • не представлены: договора и акты о выполненных работах по утилизации остриженных волос, по утилизации люминисцентных ламп;
    • нарушение режима уборки помещений.

    Все выше перечисленные нарушения могут привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний и причинить вред жизни, здоровью граждан.

    По результатам проверки в присутствии понятых были составлены протоколы об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в том числе протокол о временном запрете деятельности.

    Одновременно за воспрепятствование действиям должностного лица по опечатыванию помещений парикмахерской, был составлен протокол об административном правонарушении за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, административная ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

    Материалы административных дел были направлены в Лефортовский районный суд для принятия решения по подведомственности. По решению суда ООО «Нексте» назначен административный штраф на сумму 10000рублей и приостановление деятельности парикмахерской на 45 суток. Однако, не смотря на решение суда парикмахерская продолжала работать.

    Управлением Роспотребнадзора по г. Москвы направлено письмо в Лефортовский отдел судебных приставов УФССП России для исполнения решения суда по приостановлению деятельности.

    Судебными приставами деятельность парикмахерской была приостановлена в принудительном порядке.

    Приостановление деятельности ООО. Заявление о приостановлении деятельности ООО

    Приостановление деятельности ООО может потребоваться в тех случаях, когда учредителям важно сохранить юридическое лицо, но активную деятельность вести не планируется. Принимая такое решение, налогоплательщик должен представлять последовательность действий, которые следует предпринять, и их последствия.

    Виды приостановления деятельности

    Приостановление деятельности ООО может быть проведено двумя путями: в добровольном и принудительном (административном) порядке. Если работа временно прекращается по собственной инициативе, следует учитывать, что в законе нет положений, регулирующих такие действия. Гражданский и налоговый кодекс предусматривают жесткую привязку к регистрации в Едином реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Либо регистрация есть, и компания должна выполнять обязанности, либо компания ликвидирована, и запись в реестре гласит о прекращении деятельности.

    Приостановление деятельности как юридически значимое действие возможно лишь в принудительном порядке на основании решения суда. Оно применяется, если в действиях компании контрольный орган усмотрел признаки административного правонарушения, и подал в суд иск о наложении наказания.

    Приостановление деятельности в добровольном порядке

    Однако если все-таки учредители компании решили осуществить добровольное приостановление деятельности предприятия, надо для начала оформить решение приказом.

    В тексте документа следует обязательно отразить два момента:

    — причину принятого решения (неблагоприятная рыночная конъюнктура, серьезная болезнь руководителя и т. п.);

    — предполагаемый срок приостановления деятельности (можно указать неопределенный срок).

    Для контролирующих органов (ИФНС, ПФР, ФСС, ФОМС) приказ о приостановлении деятельности ООО значения не имеет, и никаких послаблений ожидать не стоит. Поэтому им копию документа отсылать не обязательно. Однако может случиться так, что резкое прекращение получения прибыли сильно насторожит инспекторов, и по итогам налогового периода равно придется объясняться. Поэтому лучше их все-таки известить, указав причину решения.

    Кроме того, приказ имеет существенное значение для учредителей, которые могут находиться далеко от местонахождения организации. Дело в том, что решение о ликвидации принимают только они, а если продолжать работу не представляется целесообразным, то до их приезда бездействие является оптимальным решением.

    Как быть с работниками?

    С приказом надо ознакомить весь персонал, лучше, если под подпись. Работники должны сами выбрать, что предпринять: написать заявление на неоплачиваемый отпуск или на увольнение. Приостановление деятельности ООО может служить достаточным основанием для отправки сотрудников предприятия в отпуск без содержания. Как правило, в таких случаях сокращения не производят, поскольку у организации и без того сложное финансовое положение.

    Здесь следует учитывать один нюанс. Увольнять всех без исключения нельзя: руководитель все равно должен оставаться в штате до полной ликвидации. Дело в том, что существование даже «молчащей» организации должно сопровождаться общением с контролирующими органами. А на всех отправляемых бумагах или электронных сообщениях должна стоять подпись уполномоченного лица.

    Как быть с отчетностью?

    Такого рода документы придется все равно сдавать, даже если доход будет «нулевыми». И обязательно соблюдать все предусмотренные законом сроки. В противном случае налоговая инспекция, несмотря на поданное заявление о приостановлении деятельности ООО, может начать процедуру принудительного банкротства. Количество отчетов в страховые фонды от числа числящихся работников не зависит, в их адрес надо посылать формы, даже если в штате один работник.

    Для тех компаний, которые использовали общую систему налогообложения (и НДС), здесь есть, кстати, небольшая хитрость, позволяющая уменьшить хлопоты по отчетности. Им надо в преддверии нового отчетного года написать заявление о переходе на «упрощенку», и тогда число деклараций и расчетов существенно сократится.

    Как быть с обязательствами?

    Перед тем как приостановить деятельность ООО, компании следует рассчитаться со всеми долгами, особенно по налогам и страховым взносам. В противном случае будет копиться пеня, а затем начнут начисляться штрафы.

    Весьма желательно погасить все долги перед партнерами. Если у компании есть непогашенные обязательства перед ними, то приостановить деятельность в том виде, как хотелось, вряд ли удастся. Придется предпринимать шаги по урегулированию споров, а это уже – деятельность. В таких обстоятельствах организация теряет аргументы в возможных арбитражных спорах, в которых она могла бы сослаться на отсутствие работы.

    Как быть с расчетным счетом и кассой?

    Временное приостановление деятельности ООО требует особого отношения к кассовой дисциплине и наличию средств на расчетном счете. В кассовой книге в данный период не должно быть записей, а по расчетному счету не должно быть движений. Причем если мелкие расходные операции еще допустимы, то получение дохода неизбежно повлечет за собой налогообложение. А там и не нулевые декларации и прочие шероховатости. Чистота предпринятых действий будет нарушена.

    Самостоятельно закрывать расчетный счет не стоит. Банк сам обратится к руководству или учредителям с этим предложениям после того как застой на счете продлится больше срока, установленного внутренним регламентом финансового учреждения.

    Приостановление деятельности для «упрощенцев»

    Если налогоплательщик использует в своей деятельности единый налог на вмененный доход (ЕНВД), то приостановление деятельности ООО вообще невозможно. Ему надо обязательно сняться с учета.

    Дело здесь вот в чем. Плательщик этого налога рассчитывает его исходя из потенциального, а не реального дохода. Кроме того, при его определении используются так называемые физические показатели (например, площадь торговой точки). В результате обязанность по уплате данного налога надо исполнять до того момента, пока в налоговой инспекции не будет сделана регистрационная отметка, что налогоплательщик этим видом деятельность вообще перестал заниматься.

    Что думают в контрольных органах о добровольном приостановлении

    Приостановление деятельности ООО, предпринятое в добровольном порядке, сопряжено с еще одной существенной проблемой. Контрольные органы (кроме ФНС и ПФР) во второй половине каждого года сдают сведения в Генпрокуратуру о запланированных проверках на следующий год. Правоохранители комплектуют график и публикуют его на своем сайте. Компания, приостанавливающая работу, может тоже ознакомиться с ним, и при обнаружении себя в списке направить туда и в проверяющие организации письмо о приостановлении деятельности ООО.

    Отменить проверку может либо Генпрокуратура (если нарушено законодательство), либо сама проверяющая организация. Однако у контролеров в данных обстоятельствах для отмены нет никаких оснований. Ведь это юридическое лицо числится в ЕГРЮЛ, и оно даже не находится в процессе ликвидации. Потому если компания попала в число кандидатов на проверку какой-либо инспекции, то она будет непременно проверена.

    Дело усугубляется еще и тем, что проверять могут деятельность за три последних года. Если там были движения, то у руководителя будет много хлопот и объяснений.

    Административное приостановление деятельности

    Если при проверке обнаружится, что компанией нарушено законодательство, контрольные органы могут подать в суд иск с требованием провести административное приостановление деятельности предприятия. Такой процесс предпринимается в целях предотвращения дальнейших неправомерных действий нарушителя.

    После того, как судом принято решение о приостановлении, компания должна полностью прекратить:

    — деятельность самой организации, всех ее подразделений и участков;

    — эксплуатацию объектов, оборудования;

    — оказание услуг, деятельность на отдельных направлениях.

    КоАП РФ установил, что максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление – 90 суток. Следить за соблюдением правил в этот период поручено судебным приставам-исполнителям.

    «Запускает» деятельность тоже пристав. Это может произойти досрочно, после устранения всех нарушений. В таком случае руководство компании должно обратиться к приставу-исполнителю с соответствующим заявлением. Это может произойти вследствие окончания срока приостановления. В обоих случаях пристав выносит постановление об окончании исполнительного производства.

    Как на время «заморозить» компанию: приостановление деятельности ООО

    В кризис возникают проблемы с бизнесом вплоть до необходимости закрыть компанию, чтобы не нести убытки.

    Но совсем необязательно расписываться в своей полной беспомощности и запускать процесс ликвидации фирмы – есть возможность просто приостановить ее деятельность временно, пока обстановка не станет благоприятной для дальнейшей работы.

    Причем сделать это могут как контролирующие органы при нарушениях в работе компании, так и само руководство по любым причинам.

    Исправив нарушения и дождавшись окончания временного запрета можно вернуться к работе, а если вы увели фирму в «отпуск» по собственной инициативе, то можете возобновить деятельность в любой момент – это никто не будет контролировать.

    О чем должен знать владелец компании, находящейся на грани закрытия и как спасти свою репутацию и свой семейный бизнес с наименьшими потерями? Как это работает и что нужно сделать для приостановления деятельности ООО? Разберем нюансы добровольного приостановления работы организации.

    Как закон регулирует вопрос?

    Как бы странно это ни было, но в законе нет такого понятия, как «приостановление деятельности организации».

    Если созданию и ликвидации ООО (юридического лица) посвящены различные статьи нормативных актов, то порядок административного приостановления деятельности ничем не регламентирован.

    Однако есть определенные рекомендации для желающих на время «заморозить» работу предприятия.

    Что вообще подразумевается под этим процессом?

    Порядок действий

    Еще раз подчеркнем, что не существует четкой инструкции, как и в какие сроки необходимо что-то делать при намерении остановить работу предприятия. Важно лишь решить все вопросы, касающиеся деятельности фирмы и не нарушить закон:

      В первую очередь нужно издать приказо приостановке деятельности с указанием причин решения.

    Сначала выполнить обязательства, закрыть все сделки и расторгнуть договора с контрагентами – поставщиками, партнерами, клиентами.

    Затем разобраться с персоналом, чтобы освободить сотрудников от работы на период приостановления деятельности.

    Позаботиться об имуществе предприятия и минимизировать возможные издержки на содержание активов в период перехода в «спящий режим».

  • Уведомить в свободной форме (в виде письма) все заинтересованные контролирующие инстанции (главное – оповестить ИФНС) о решении по приостановке деятельности.
  • При всем при этом нужно продолжать вести бухгалтерский учет, чтобы готовить отчетность.

    Сдавать отчеты в налоговую необходимо, даже если деятельность предприятием не ведется, поэтому придется регулярно заполнять нулевые декларации.

    Образец приказа о приостановлении работы ООО.

    Остановка финансовых операций

    Нельзя закрывать банковские счета организации – в этом случае приостановление деятельности может быть признано фиктивным и контролирующие органы затеют проверку и могут принять решение о принудительной ликвидации ООО.

    Однако обязательное условие для подачи нулевой декларации – полное отсутствие движения по счетам и отсутствие доходов/расходов. По этой причине нужно прекратить любые операции по счетам и не проводить наличные расчеты.

    Увольнение сотрудников в ходе «заморозки» компании

    По Трудовому Кодексу работодатель должен оплачивать сотрудникам вынужденные простои, возникшие по его вине, в размере 2/3 среднего заработка работника. Но есть возможность сэкономить на содержании персонала, который сейчас не нужен и неизвестно, когда понадобится:

      уволить сотрудников при взаимном согласии (в качестве основания увольнения указать п. 1 ст. 77 ТК РФ – по соглашению сторон или п. 3 ст. 77 ТК РФ – по собственному желанию);

  • отправить всех работников и даже руководителя в неоплачиваемый отпуск (отпуск без содержания).
  • По договоренности с коллективом руководство может выбрать подходящий способ увольнения сотрудников или, напротив, задержания их в штате, чтобы при необходимости ценный кадр приступил к работе без отлагательств.

      соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса);

    истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

    расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса);

    расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса);

    перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

    отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (статья 75 настоящего Кодекса);

    отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);

    отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса);

    отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 настоящего Кодекса);

    обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса);

  • нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
  • 2. Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    3. Часть третья утратила силу.

    Как поступить с активами?

    Основные средства (техника, оборудование, здания и имущественные комплексы) на балансе организации при приостановке деятельности ООО можно законсервировать.

    При этом не придется начислять амортизацию, если консервация произведена на срок свыше 2 месяцев. Но вот платить налог на имущество придется, поэтому стоит рассмотреть варианты передачи активов в собственность другим предприятиям.

    Сдача отчетности

    При приостановке работы ООО придется все также уплачивать налоги и подавать отчетность по всем тем фискальным сборам, что и при работе в «полную силу».

    При необходимости сделать перерыв в работе можно в любой момент приостановить деятельность ООО. Определенного законодательно регламентированного порядка прекращения работы предприятий не существует.

    Поэтому главная задача начальства – подчистить все «хвосты» и разобраться с тем, как поступить с ресурсами компании – трудовыми, финансовыми, производственными.

    Приостановка деятельности компании не освобождает от ответственности по сдаче отчетности – в течение всего перерыва в работе нужно будет подавать в налоговую декларацию с нулевыми данными.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-47-92 (Москва)
    +7 (812) 467-38-62 (Санкт-Петербург)

    Порядок подачи сведений о приостановлении деятельности (ЕНВД)

    ООО занимается розничной торговлей продуктами питания, применяет ЕНВД. Каков порядок подачи сведений о приостановлении деятельности (на 2 года) в официальные органы? Нужно ли подавать такие сведения? Если да, то куда именно, по какой форме?

    Снятие ООО с учета в качестве плательщика ЕНВД

    Согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

    Для снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД в налоговую инспекцию в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, необходимо подать заявление о снятии с учета (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Форма такого заявления (N ЕНВД-3) утверждена приказом ФНС России от 14.01.2009 N ММ-7-6/[email protected]

    Обращаем внимание: прекращение деятельности, подпадающей под ЕНВД, происходит в тот момент, когда данная деятельность фактически перестает осуществляться, в рассматриваемом случае в тот момент, когда общество фактически перестанет продавать товары в розницу.

    Следует иметь в виду, что в настоящее время Минфин России придерживается мнения, что до снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД налогоплательщик обязан уплачивать единый налог на вмененный доход независимо от длительности периода приостановления деятельности (смотрите, например, письма Минфина России Минфин РФ от 22.09.2009 N 03-11-11/188, от 14.09.2009 N 03-11-06/3/233, от 11.09.2009 N 03-11-09/313, от 10.09.2009 N 03-11-09/307, от 30.06.2009 N 03-11-06/3/174).
    Свои выводы чиновники основывают на нормах ст. 346.27 НК РФ, где указано, что вмененным доход — это потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. А под базовой доходностью, в свою очередь, понимается условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

    Таким образом, плательщик ЕНВД рассчитывает единый налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода при осуществлении предпринимательской деятельности. В связи с этим обязанность налогоплательщика по уплате ЕНВД возникает независимо от фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности или ее приостановления.

    Поэтому, в случае, если в рассматриваемой ситуации заявление по форме N ЕНВД-3 обществом в налоговую инспекцию представлено не будет, то организация фактически на весь период приостановления деятельности (2 года) останется плательщиком ЕНВД со всеми вытекающими отсюда последствиями (обязанность уплаты ЕНВД).

    К сведению:

    Напомним, что на уплату ЕНВД переводится не организация (или ИП) в целом, а лишь определенные виды деятельности. Строго говоря, это означает, что «перейти» или «уйти» с ЕНВД невозможно, можно лишь осуществлять или нет виды деятельности, облагаемые ЕНВД.

    В случае, если налогоплательщик прекращает осуществлять деятельность, подпадающую под ЕНВД, снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД, он автоматически переходит на общий режим налогообложения или на УСН (в случае, если в налоговый орган когда-либо подавалось заявление о переходе на данный режим и соблюдаются критерии, установленные гл. 26.2 НК РФ).

    Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ организации обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

    Поэтому в рассматриваемом случае, в течение всего периода приостановления финансово-хозяйственной деятельности, общество будет обязано подавать в налоговый орган декларации по всем налогам, плательщиком которых оно является, то есть отчитываться по налогам в рамках ОСН или УСН. В данном случае декларации, представляемые в налоговый орган, будут пустыми (нулевыми).

    Эта позиция подтверждена в п. 7 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, где указано: «отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах».

    Отметим, что в случае, если у общества в течение периода приостановки деятельности будут отсутствовать операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и будут отсутствовать объекты налогообложения по налогам, по которым он признается налогоплательщиком, вместо отдельных деклараций по каждому налогу оно должно будет представлять по истечении каждого отчетного (налогового) периода в налоговый орган единые (упрощенные) налоговые декларации (п. 2 ст. 80 НК РФ).

    Кроме отчетности по налогам, за организацией в период приостановления деятельности сохраняется обязанность по установленным формам и в установленные сроки продолжать отчитываться в ПФ РФ и ФСС РФ (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

    Обязанность сообщать о приостановлении финансово-хозяйственной деятельности в официальные органы

    Действующим законодательством РФ не предусмотрено обязанности для организаций уведомлять о принятии решения о приостановлении деятельности какие-либо официальные органы. Тем не менее, во избежание возможных вопросов со стороны контролирующих органов о причинах представления «нулевых» отчетов, в рассматриваемом случае общество может подать в налоговый орган, а также в ФСС РФ и ПФ РФ письма в произвольной форме, в которых сообщить, что с такого-то периода финансово-хозяйственная деятельность организацией не осуществляется.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Тимукина Екатерина

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

    19 августа 2010 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

    Чего боится любой налогоплательщик? Конечно же, налоговых проверок. На практике часто возникают вопросы правомерности тех или иных действий, производимых работниками налоговых органов. Правомерны ли документальные проверки предприятий? Как часто и в какие сроки налоговая инспекция имеет право провести проверку? В каких формах осуществляются налоговые проверки? Чтобы быть готовым отстаивать свои интересы и знать, как правильно это делать, налогоплательщику необходимо иметь ясное представление о своих правах и обязанностях.

    Федеральный закон N 137-ФЗ(*1) практически полностью изменил не только порядок проведения налоговых проверок, но и процедуру производства по делам о налоговых правонарушениях. Новая редакция ст. 87 НК РФ четко указывает, что к налоговым проверкам относятся только камеральные и выездные проверки. Таким образом, встречная проверка не является отдельным видом налогового контроля. Благодаря этой поправке законодателя устраняется неточность, которой ранее пользовались налоговые службы, привлекая к ответственности по результатам встречной проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика. Отныне налоговый орган не имеет права составлять акт и выносить решение в отношении организации, проверяемой в рамках встречной проверки.

    Остановимся подробнее на выездных проверках.

    Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки налоговыми органами самых разных аспектов деятельности налогоплательщика, влияющих на правильность исчисления и уплаты налогов и сборов.

    Как показывает практика, перспектива проведения выездной проверки заметно нервирует налогоплательщиков, и дело не только в том, что контролирующим органом могут быть выявлены нарушения. Выездная проверка — это еще и серьезный дестабилизирующий фактор, сказывающийся на повседневной работе налогоплательщика, поскольку подразумевает отвлечение сотрудников от выполнения их должностных обязанностей, представление и массовое копирование документов, использующихся в производственной деятельности, и ряд других отвлекающих моментов.

    Кроме того, проведение налоговой проверки на территории налогоплательщика создает прекрасную почву для различного рода злоупотреблений и нарушений как со стороны налогоплательщика, так и со стороны сотрудников налоговых органов. Нередко в условиях прямого контакта налогоплательщик пытается «договориться» с проверяющим лицом в обмен на игнорирование действительных и мнимых нарушений, а необходимость достижения плановых показателей по собираемости налогов ведет к тому, что должностные лица налоговых органов порой выходят за рамки служебных полномочий, проводя отдельные контрольные действия с нарушениями и тем самым нанося ущерб деятельности налогоплательщика.

    Новая редакция ст. 89 НК РФ содержит более четкие и прозрачные правила, определяющие место и время проведения выездных проверок, а также их предмет и период их охвата. Изменены нормы, касающиеся количества выездных и
    повторных проверок.

    Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, что закреплено в подп. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ. Подпункт 2 той же статьи предусматривает исключение из данного правила: выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки. При этом должностные лица налогового органа вправе убедиться в отсутствии помещений для проведения проверки путем осмотра помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ). Налогоплательщик же не имеет права препятствовать работе сотрудников налоговых органов, предъявивших ему служебные удостоверения и решение о проведении проверки.

    В пункт 2 ст. 89 НК РФ внесено уточнение относительно того, какой именно налоговый орган принимает решение о налоговой проверке и соответственно проверяет налогоплательщика. Ранее этот вопрос вызывал много споров, которые разрешались судами неоднозначно. Одни утверждали, что ни НК РФ, ни иные федеральные законы не наделяют налоговые органы по месту учета налогоплательщика исключительным правом проведения выездных налоговых проверок (постановление ФАС Московского округа от 3 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/11480-03). По мнению других судов, налоговый контроль осуществляется посредством налоговых проверок должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции (п. 1 ст. 82 НК РФ) и, как следует из содержания п. 1 ст. 83 НК РФ, по месту учета налогоплательщика (постановление ФАС Уральского округа от 15 июня 2004 г. по делу N Ф09-2341/04-АК).

    Теперь установлено, что налогоплательщиков имеет право проверять только инспекция, расположенная по месту нахождения организации. При этом внесено важное уточнение: решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит только налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

    О том, что именно хотят проверить налоговые органы, руководители организации узнают из решения о проведении проверки. Этот документ, который проверяющие обязаны предъявить перед началом проверки, оформляется на бланках установленного образца. Соответствующие требования к решению утверждены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки». В статье 89 НК РФ определены все существенные сведения, которые должны содержаться в решении о проведении выездной налоговой проверки:

    • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
    • предмет проверки, т. е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
    • периоды, за которые проводится проверка;
    • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

    Предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы, которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим. Необходимо помнить, что налоговые службы могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке, то налогоплательщик вправе им отказать.

    Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Этот факт законодательно закреплен в п. 3 ст. 89 НК РФ.

    Четкое определение предмета проверки защитит налогоплательщика от повторных проверок по аналогичным основаниям.

    НК РФ не наделяет налоговые органы правом вносить изменения в уже принятое решение о проведении проверки, в частности, указывать иной предмет проверки. Налоговый орган может вынести новое решение о проведении проверки, где будут названы не охваченные ранее налоги, но это будет уже другая проверка.

    Следует учитывать, что в НК РФ четко прописана зависимость предмета выездной налоговой проверки от проверяемого объекта. Так, если проверяется налогоплательщик, то в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ предмет проверки могут составлять все виды налогов (федеральные, региональные, местные). А если проходит самостоятельная проверка филиала (представительства) налогоплательщика, то предметом проверки могут быть только уплачиваемые им региональные и местные налоги (п. 7 ст. 89 НК РФ).

    Выездной налоговой проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Такой порядок определения проверяемого периода позволяет налоговым органам фактически увеличивать на один год временные рамки налоговых проверок (например, налоговый орган выносит решение о проведении выездной проверки 29 декабря 2007 г. Это означает, что он имеет право проверить 2006, 2005 и 2004 гг. Но фактически проверка начнется лишь в 2008 г., когда 2004 г. уже выйдет за рамки трехлетнего периода).

    В пункте 8 ст. 89 НК РФ указано, что датой начала выездной проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении выездной проверки. Таким образом, проверка начинается еще до того, как налогоплательщик узнал о ней.

    Выездная налоговая проверка обычно не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), но она может быть продлена до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (ст. 89 НК РФ). Необходимо учесть, что не четыре (шесть) месяцев прибавляются к начальным двум месяцам проверки, а весь срок удлиняется до четырех (шести) месяцев т. е. максимальный срок проверки при продлении может составлять четыре (шесть) месяцев, а не шесть (восемь) месяцев.

    Определение оснований и порядка продления срока проверки возложено на ФНС России. До утверждения такого порядка налоговые органы на местах не могут продлевать проверки.

    ФНС России должна установить, исходя из ст. 89 НК РФ: основания для продления проверки до четырех месяцев; исключительные основания для продления проверки до шести месяцев; порядок документального оформления продления проверки.

    Налоговые органы часто принимают решение о приостановлении выездных проверок. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по следующим причинам:

    1. необходимо истребовать документы (информацию) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках»;
    2. необходимо получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
    3. необходимо провести экспертизу. На основании ст. 95 НК РФ может быть произведена экспертиза с привлечением эксперта. Эксперт — это человек, имеющий специальные познания в определенной области. Экспертиза проводится в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, технике. Эксперта выбирает налоговая инспекция, но если выбранный ею эксперт не устраивает проверяемую организацию, то ему может быть заявлен отвод. Налоговая инспекция сможет удовлетворить отвод лишь в том случае, если будет доказано, что эксперт не обладает необходимыми знаниями, не является беспристрастным, или будут приведены иные аналогичные основания. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение экспертизы. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза. Возможна также повторная экспертиза, если заключение эксперта признано необоснованным или вызывающим сомнение в правильности;
    4. требуется перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке. Согласно п. 1 ст. 97 НК РФ при осуществлении налогового контроля в случае необходимости может быть привлечен переводчик. Много споров возникает из-за того, что налогоплательщик представляет документы на иностранном языке, а налоговый орган отказывает в возмещении НДС только потому, что документы не переведены на русский язык (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 марта 2004 г. по делу N Ф04/1335-405/А27-2004, постановление ФАС Московского округа от 24 января 2006 г. по делу N КА-А40/13839-05-П, постановление ФАС Московского округа от 7 декабря 2005 г. по делу N КА-А40/12189-05). Как правило, суды принимают сторону налогоплательщика, так как налоговый орган не использует свое право на привлечение переводчика.

    Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

    Приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, от которого потребовали документы. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если она была приостановлена на основании информации, представленной иностранными государственными органами в рамках международных договоров Российской Федерации, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от указанных органов, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.

    На период приостановления выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).

    Четкое определение даты окончания проверки гарантирует налогоплательщику стабильность в осуществлении хозяйственной деятельности, а также защищает его от произвольного и продолжительного вмешательства налогового органа в его деятельность. В пункте 15 ст. 89 НК РФ указывается, что в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю). Получается, что день вручения справки — это последний день проверки. Тем не менее в п. 8 ст. 89 НК РФ указывается, что срок проверки исчисляется до дня составления, а не вручения справки о проведенной проверке.

    Пунктом 15 ст. 89 НК РФ отдельно предусмотрено, что налоговый орган может направить налогоплательщику справку о проведенной проверке заказным письмом, если тот уклоняется от ее получения. Бремя доказывания факта уклонения налогоплательщика от получения справки лежит на налоговом органе. Однако существует и иная позиция, состоящая в том, что дата окончания проверки совпадает с датой составления справки, а нарушение срока вручения справки не влечет для налогового органа никаких негативных последствий.

    С 1 января 2007 г. введено ограничение на количество проводимых проверок. В отношении одного налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) налоговые органы не вправе проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

    Также налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

    Однако следует иметь в виду, что при определении количества выездных налоговых проверок конкретного налогоплательщика не учитывается количество выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

    Количество проверок в календарном году определяется по датам начала и окончания их проведения, т. е. по датам вынесения решения о проведении проверки и справки о проведенной проверке соответственно. Даты подписания акта и решения по результатам проверки во внимание не принимаются.

    Установлены два основания для проведения повторной выездной проверки:

    1. повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    2. повторная проверка проводится налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная
      налоговая декларация.

    Налогоплательщикам важно иметь в виду, что при проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

    Повторная выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика (плательщика сборов), может проводиться независимо от предмета предыдущей проверки.

    Налоговый орган в процессе проведения проверки может определить целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого предприятия. В план проведения выездных налоговых проверок налоговые органы включают в первую очередь тех налогоплательщиков, в отношении которых имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения либо минимизации налоговых обязательств и (или) у которых результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о возможных налоговых правонарушениях.

    30 мая 2007 г. Федеральная налоговая служба издала приказ N ММ-3-06/[email protected], которым утвердила концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Данный документ закрепляет основы планирования выездных налоговых проверок. Следует сказать, что подобные документы существовали и ранее, однако они предназначались для служебного пользования и официально не публиковались. Согласно новой концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения.

    Теперь любой налогоплательщик в лице главного бухгалтера, руководителя, внутреннего аудитора может самостоятельно оценить вероятность налоговой проверки, поскольку налоговыми органами установлены 11 критериев для определения требующих оперативного контроля объектов:

    1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня, характерного для хозяйствующих субъектов в конкретной отрасли (виде экономической деятельности).
    2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
    3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
    4. Темп роста расходов опережает темпы роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
    5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня, характерного для хозяйствующих субъектов конкретного вида экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
    6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.
    7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
    8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками, т. е. цепочки контрагентов выстраиваются без учета разумных экономических или иных причин (деловой цели).
    9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
    10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
    11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

    Также предусмотрено, что дополнительно при рассмотрении указанных ситуаций налоговый орган должен будет проанализировать возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53.

    Хочется надеяться, что назначение налоговыми органами выездных проверок станет полностью регламентированным. Это будет способствовать устранению произвола при их проведении.

    *1) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2006 г.) // СПС «Гарант».

    Журнал «Законодательство» N 5/2008, Л.Ф. Максимова, бухгалтер-аудитор

    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит