Сроки давности по налоговым правонарушениям

Содержание
  1. Сроки давности по налоговым правонарушениям
  2. Понятие срока давности в НК РФ
  3. Срок давности для правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ
  4. Приостановление срока давности
  5. Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) (действующая редакция)
  6. Комментарий к ст. 122 НК РФ
  7. Статья за неуплату налогов
  8. Чем чревата неуплата налогов на транспортное средство для физических лиц?
  9. Статья за неуплату налогов

Сроки давности по налоговым правонарушениям

Как гласит ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены гл. 16 НК РФ. К ним, в частности, относятся: нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116), непредставление налоговой декларации (ст. 119) либо нарушение установленного способа ее представления (ст. 119.1), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120), неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123), непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126).
Статьей 109 НК РФ предусмотрены обстоятельства, при которых налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одним из таких обстоятельств является истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4). Об особенностях исчисления этого срока и пойдет речь.

Понятие срока давности в НК РФ

Прежде чем приступить к теме, обозначенной в преамбуле статьи, хотелось бы обратить внимание читателей на тот факт, что следует различать срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ) и срок давности взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ). В одном случае речь идет о сроке для вынесения решения, а в другом — о сроке, в течение которого налоговики могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа, если они пропустили двухмесячный срок на принятие решения о взыскании штрафа в бесспорном порядке за счет денег на счетах (п. п. 3, 10 ст. 46 НК РФ) или годичный срок на принятие решения о взыскании штрафа за счет иного имущества (п. п. 1, 8 ст. 47 НК РФ).
Итак, согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности) начиная:
— со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение (в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ);
— со дня его совершения (для всех остальных правонарушений).
Таким образом, если речь идет о нарушении порядка постановки на учет в налоговом органе, непредставлении налоговой декларации либо невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, то срок давности начинает течь со дня, следующего за последним днем срока, отведенного для исполнения обязанности. Это логически вытекает из п. 2 ст. 6.1 НК РФ, согласно которому течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Пример 1. Организация создает обособленное подразделение 31 января 2011 г.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня их создания.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).
Таким образом, последним днем срока для подачи сообщения о создании обособленного подразделения будет 28.02.2011. Если организация в этот день не представит сообщение, то срок давности привлечения ее к ответственности по ст. 126 НК РФ начнет течь с 01.03.2011 — и до 28.02.2014.

Срок давности для правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ

Для начала напомним, о каких же правонарушениях идет речь в данных статьях.
Статья 120 НК РФ гласит, что грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения влечет взыскание штрафа в размере:
— 10 000 руб., если эти деяния совершены в течение одного налогового периода (п. 1);
— 30 000 руб., если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода (п. 2);
— 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб., если эти деяния повлекли занижение налоговой базы (п. 3).
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского либо налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Обратите внимание! Учитывая вступившие в силу с 02.09.2010 поправки и дополнения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации. » в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ, отсутствие у организации — плательщика налога на прибыль аналитических регистров налогового учета является основанием для привлечения ее к ответственности по ст. 120 НК РФ.

В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) (п. 1), а те же деяния, совершенные умышленно, — взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) (п. 3).

К сведению. В соответствии с Определением КС РФ от 18.01.2001 N 6-О положения п. п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ, исчисление срока давности производится со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Следует учитывать, что налоговые периоды по разным налогам неодинаковы (п. 1 ст. 55 НК РФ). Соответственно, если в одном месяце, к примеру, произошло нарушение по налогу на прибыль и НДС, то начало течения срока давности в этих двух случаях будет разным.

Пример 2. Организация — плательщик НДС получила в январе 2011 г. авансы от покупателей, однако счет-фактуру им не выставила.
В этом же месяце не был составлен регистр налогового учета по резерву предстоящих расходов на оплату отпусков, хотя сумма отчислений в резерв была отражена в налоговой декларации за январь 2011 г.
Данный налогоплательщик исчисляет ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, поэтому отчетными периодами для него являются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.
НДС. Налоговым периодом по данному налогу является квартал (ст. 163 НК РФ). Срок давности привлечения к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (отсутствие счетов-фактур) — с 01.04.2011 по 31.03.2014.
Налог на прибыль. Налоговым периодом по налогу признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Таким образом, срок давности совершенного в том же месяце (январе 2011 г.) налогового правонарушения (несоставление налоговых регистров) начинает течь только с 01.01.2012, последним днем срока будет 31.12.2014.

Рассмотрим случаи, когда налогоплательщик занизил налоговую базу, то есть совершил налоговое правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 120 НК РФ.

Пример 3. В январе 2011 г. организация не отразила выручку от продажи товаров. Рассмотрим два варианта:
1) Операции по реализации не облагаются НДС.
2) Операции по реализации облагаются НДС.
Вариант 1. В данном случае налоговая база занижена только по налогу на прибыль. За это деяние организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога на прибыль, но не менее 40 000 руб. Так как правонарушение имело место в 2011 г., срок давности начнет течь с 01.01.2012 и продолжится до 31.12.2014.
Вариант 2. Налоговая база занижена и по НДС, и по налогу на прибыль, то есть не по одному, а по нескольким налогам с разными налоговыми периодами. В данном случае размер штрафа за правонарушение должен определяться как 20% от неуплаченного налога на прибыль плюс 20% от неуплаченного НДС (и штраф не может быть менее 40 000 руб. по каждому налогу).
В связи с тем что налоговые периоды у этих налогов разные, срок давности за правонарушение будет таким:
— в части налога на прибыль — с 01.01.2012 по 31.12.2014;
— в части НДС — с 01.04.2011 по 31.03.2014.
Таким образом, по одному правонарушению, повлекшему занижение базы по разным налогам, сроки давности исчисляются по-разному. Получается, что если налоговый орган примет решение о привлечении организации к ответственности не позднее 31.03.2014, то он сможет взыскать штраф в полном объеме. Если же решение будет принято налоговиками в период с 01.04.2014 по 31.12.2014, штраф они имеют право исчислить только исходя из суммы неуплаченного налога на прибыль.

Теперь перейдем к ст. 122 НК РФ, которая предусматривает взыскание штрафа за неуплату или неполную уплату сумм налога.
Налог на прибыль за налоговый период организация должна заплатить не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287 НК РФ). Соответственно, о неуплате этого налога можно говорить только после истечения срока для его уплаты (абз. 14 п. 2 ст. 11 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности за неуплату налога начинается со следующего дня после окончания налогового периода, в котором совершено налоговое правонарушение. Таким образом, если организация совершила правонарушение по ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога), то возникает вопрос: срок давности начинает течь с налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, в котором налог должен быть уплачен или за который он должен быть уплачен?
Чтобы разобраться в этом вопросе, вспомним случаи неуплаты, перечисленные в ст. 122 НК РФ:
1) занижение налоговой базы;
2) иное неправильное исчисление налога;
3) в результате других неправомерных действий (бездействия).
Как видим, первый случай перекликается со ст. 120 НК РФ (выше было отмечено, что составы налоговых правонарушений, указанных в этих статьях, недостаточно разграничены между собой, — см. Определение КС РФ от 18.01.2001 N 6-О). В связи с этим полагаем, что, если неуплата произошла в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, срок давности исчисляется аналогично тому, как было изложено в примере 3, то есть начинает течь с налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, за который он должен быть уплачен. Такого же подхода придерживаются и арбитражные суды. Приведем примеры, касающиеся именно налога на прибыль.
ФАС ЗСО в Постановлении от 23.01.2008 N Ф04-308/2008(795-А70-15) отказал налоговому органу в заявлении о применении налоговых санкций, поскольку акт выездной налоговой проверки и решение о привлечении организации к ответственности за неуплату налога приняты по истечении трехлетнего срока для привлечения к налоговой ответственности.
Как следует из материалов дела, в ходе налоговой проверки ОАО по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 налоговым органом составлен акт от 28.02.2005. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки 08.08.2005 налоговики приняли решение о привлечении ОАО к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере порядка 1,4 млрд руб. На основании решения налогоплательщику было направлено требование об уплате налоговой санкции. В связи с тем что штраф в срок, указанный в требовании, налогоплательщик не уплатил, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании этой суммы.
По мнению налогового органа, срок давности не является пропущенным, поскольку исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором совершено налоговое правонарушение. Причем инспекция указывает, что таковым является не налоговый период, за который начисляются налоги (в данном случае 2001 г.), а налоговый период, в течение которого произошла неуплата (неполная уплата) налога (2002 г.) в установленный законодательством срок (28.03.2002), поскольку обязанность по уплате налога (а следовательно, и возможность применения ответственности за ее неисполнение) не возникает ранее наступления срока уплаты налога.
Отказывая в удовлетворении требований ФНС, суд пришел к выводу, что привлечение ОАО к налоговой ответственности на основании п. 3 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1,4 млрд является незаконным. Суд исходил из того, что акт проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности приняты налоговым органом за пределами установленного ст. 113 НК РФ трехлетнего срока для привлечения к налоговой ответственности. Организация была привлечена к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль за 2001 г. Учитывая, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, суд посчитал, что исчисление срока давности в данном случае начинается с 01.01.2002 и заканчивается 31.12.2004.
Довод подателя жалобы о том, что налоговым периодом, в течение которого совершено правонарушение, является не налоговый период, за который начисляются налоги, а налоговый период, в течение которого произошла неуплата (неполная уплата) налога в установленный законодательством срок, суд отклонил, поскольку в данном случае срок давности исчисляется не со дня совершения налогового правонарушения, а со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение. Поскольку налоговое правонарушение было совершено в 2001 г., исчисление срока давности начинается с 01.01.2002.
Подобное мнение по вопросу начала исчисления срока давности за налоговое правонарушение в виде занижения облагаемой базы по налогу на прибыль в аналогичной ситуации высказал и ФАС МО в Постановлении от 31.08.2009 N КА-А40/8492-09.
А если неуплата (неполная уплата) произошла в результате «других неправомерных действий (бездействия)», например налогоплательщик исчислил налог на прибыль, сдал декларацию, а налог не заплатил? Полагаем, что вот в этом случае срок давности начинает течь с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором налог должен быть уплачен.

Пример 4. Организация подала декларацию по налогу на прибыль за 2010 г., где указана сумма к уплате в бюджет. Сумма налога на прибыль в положенный срок (не позднее 28 марта 2011 г.) не уплачена.
Правонарушение совершено в 2011 г., таким образом, срок давности привлечения к ответственности начнет течь с 01.01.2012 и закончится 31.12.2014.

Приостановление срока давности

Течение срока давности привлечения к ответственности может быть приостановлено (п. 1.1 ст. 113 НК РФ). Это возможно только в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.
Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.
Следует отметить, что п. 1.1 ст. 113 НК РФ практически не используется. Препятствовать проведению выездной налоговой проверки, как говорится, себе дороже. Имейте в виду, что иных оснований для приостановления течения срока давности привлечения к ответственности НК РФ не предусмотрено. Если инспекторы придумывают иные причины для продления срока давности, суды, как правило, их не поддерживают.
Например, в вышеупомянутом Постановлении от 23.01.2008 N Ф04-308/2008(795-А70-15) ФАС ЗСО указал, что за неполную уплату налогов суд мог применить к налогоплательщику налоговые санкции, признав уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, в том случае, если имеются факты воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки. Налоговики каких-либо доказательств того, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик препятствовал проведению мероприятий по контролю, не представили. Ссылка налогового органа на применение ОАО схемы уклонения от налогообложения не была принята во внимание, поскольку не является доказательством воспрепятствования проведению налоговой проверки. Как пояснили представители ФНС, налогоплательщик исполнял все требования налогового органа о предоставлении запрашиваемых документов.
Поддержал налогоплательщика и ФАС МО в Постановлении от 31.08.2009 N КА-А40/8492-09, отметив, что ссылки инспекции на активное противодействие заявителя проведению проверки не нашли документального подтверждения.

Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) (действующая редакция)

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

2. Утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 122 НК РФ

В статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора). Вина налогоплательщика является обязательным элементом состава данного налогового правонарушения. В соответствии с Постановлением ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51 и ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738 факт неуплаты налога в установленный срок сам по себе не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика.

В настоящее время выделяется один вид ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора): неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В пункте 3 статьи 122 Налогового кодекса РФ устанавливается квалифицированный вид ответственности по той же статье: деяния, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В первоначальной редакции статьи 122 Налогового кодекса РФ был включен также и второй пункт, предусматривавший ответственность за неуплату или неполною уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Данный пункт утратил силу в связи с принятием Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Субъектами ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ являются: организации, физические лица, индивидуальные предприниматели.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры может быть привлечен к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добавленную стоимость, только в случае если он является плательщиком данного налога. В соответствии с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06 и ФАС Московского округа от 30.11.2009 N КА-А40/12713-09 налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, в связи с этим привлечение к ответственности является незаконным.

Необходимым условием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ является наличие недоимки по налогу. Данное утверждение подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-8306/12-90-40 и Постановлением ФАС Московского округа от 06.11.2012 N А40-536/12-140-3.

В соответствии с Определением ВАС РФ от 13.11.2012 N ВАС-11039/12 привлечение организации к налоговой ответственности за неуплату налога на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ признано судом недопустимым в связи с тем, что организация представила уточненную налоговую декларацию с исчисленным к уплате налогом, уплатила налог и сумму пеней до завершения камеральной налоговой проверки по данной налоговой декларации.

Согласно Определению ВАС РФ от 23.11.2012 N ВАС-14764/12 применение налогоплательщиком заниженных цен по сделкам с взаимозависимым лицом привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль и НДС. Установив занижение налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость вследствие применения обществом по сделкам с взаимозависимым лицом цен, отклоняющихся на 20% от уровня рыночных, инспекция приняла решение о доначислении обществу налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, определив налоговые обязательства общества исходя из рыночных цен расчетным путем, а также произвела начисление соответствующих сумм пеней и штрафа.

Не оспаривая правомерность доначисления налогов и пеней, общество считало неправомерным решение инспекции в части привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, поскольку положения статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности наложения штрафных санкций при определении инспекцией налоговой базы расчетным путем в порядке названной статьи Налогового кодекса РФ.

Суд отказал налогоплательщику в удовлетворении его заявления. Применение обществом заниженных цен по сделкам с взаимозависимым лицом привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Поскольку указанные действия образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, суд кассационной инстанции признал правомерным привлечение общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа. Статья 40 Налогового кодекса РФ устанавливает принцип определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, в то время как виды правонарушений и ответственности за их совершение регламентируются главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации.

В статье 100.1 Налогового кодекса РФ предусматривается порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. В данной статье указано, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса РФ. Также указано, что дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях, за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса РФ.

Дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса РФ, могут быть рассмотрены исключительно в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» применение положений пунктов 3 и 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ, которая предусматривает освобождение налогоплательщика от ответственности в случае самостоятельного обнаружения и исправления им в установленном указанными нормами порядке допущенных при составлении налоговой декларации ошибок, судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет об ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и статьи 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» Налогового кодекса РФ. Однако Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57. В настоящее время не известны дальнейшие разъяснения Пленума ВАС РФ по данному вопросу.

Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с Постановлением ФАС Московского округа от 25.10.2012 N А40-124075/11-90-514 ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, наступает только в случае неуплаты или неполной уплаты налога на прибыль по результатам налогового периода. Если авансовый платеж по налогу на прибыль не был внесен или не в полной мере был внесен, ответственность по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ не может быть применена. Также в соответствии с пунктом 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 взыскание с налогоплательщика штрафа, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса РФ, является неправомерным в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу. В связи с тем что в статье 122 Налогового кодекса РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога, в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.

В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса РФ, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Необходимо отметить, что Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Государственные органы и судебная система руководствовались в своих действиях касательно применения статьи 122 Налогового кодекса РФ Постановлением Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. Данное утверждение подтверждается письмом Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251, которое ссылается на пункт 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. В письме Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251 указано, что в случае если на момент подачи в налоговый орган заявления о внесении изменений в налоговую декларацию имелась переплата по тому же налогу и налогоплательщиком подано заявление в этот налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного налога на основании пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ, а также если эта переплата перекрывает или равна сумме недоимки, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса РФ, не имеется.

Также в Постановлении ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-8306/12-90-40 указано, что, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

В соответствии с Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2012 N А46-17303/2011 для освобождения от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ при представлении уточненной налоговой декларации налогоплательщик должен на день ее представления иметь переплату по данному налогу, которая перекрывает сумму налога, подлежащую уплате по уточненной декларации, а в случае наличия недоимки на день подачи уточненной декларации налогоплательщик должен до ее подачи уплатить налог и пени за просрочку уплаты налога.

Если показатели представленной декларации не соответствуют данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств Таможенного союза ЕврАзЭС, проверяющие налоговые органы имеют право привлечь налогоплательщика к ответственности согласно п. 9 статьи 2 Протокола от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе». Однако факт несоответствия данных не является основанием для начисления штрафа, данное основание не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. При наличии состава правонарушения в соответствии со статьей 120 или статьей 122 Налогового кодекса РФ к налогоплательщикам могут применяться меры ответственности на основании указанных норм.

В соответствии с письмами Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35, от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28 и письмом ФНС России от 10.11.2006 N ММ-6-21/[email protected] государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной. Однако она носит заявительный характер, если учитываемые на счете бухгалтерского учета 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд. Указанное имущество должно подлежать обложению налогом на имущество организаций, поскольку такие факты, в соответствии с действующим законодательством, должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

При установлении фактов неуплаты налога на имущество организаций в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий налоговым органам рекомендовано путем обращения в суд привлекать таких налогоплательщиков к уплате налога на имущество организаций и применять предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса РФ меры ответственности при совершении умышленного налогового правонарушения.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений.

В пункте 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 указано, что пункт 2 статьи 108 Налогового кодекса РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ, организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную статьей 122 Налогового кодекса РФ.

Данной позиции придерживались и суды в своем делопроизводстве, однако Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В настоящее время нет дальнейших разъяснений Пленума ВАС РФ по поводу применения пункта 3 статьи 120 и статьи 122 Налогового кодекса РФ.

В то же время в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 упомянут именно пункт 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ. Принимая это во внимание, отдельные суды (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 августа 2007 г. N А56-550/2006) признают правомерным одновременное привлечение налогоплательщиков к ответственности по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса РФ и статье 122 Налогового кодекса РФ.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового кодекса РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового кодекса РФ.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 1 октября 2012 г. N Ф03-3647/2012 указано, что в Налоговом кодексе РФ отсутствует понятие длящихся налоговых правонарушений. Указанная выше статья исчисляет трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения либо со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода. Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового кодекса РФ. Однако в порядке надзора Постановлением Президиума ВАС РФ от 9 апреля 2013 г. N 16061/12 данное Постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.

Статья за неуплату налогов

Разъясняет заместитель начальника управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры г. Москвы Сергей Александрович Ильин

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. За неисполнение налоговых обязательств Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность. За наиболее грубые и тяжкие налоговые нарушения можно подвергнуться уголовному преследованию.

Так, предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица — ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица совершается путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подача которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательной, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Преступным данное деяние будет являться только в случае совершения его в крупном размере.

Крупным размером признается сумма неуплаченных физическим лицом налогов и (или) сборов более 600 тыс. рублей и при условии, что данная сумма превышает 10% от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате за три финансовых года, либо превышающая 1 млн. 800 тыс. рублей.

Например, гражданин Российской Федерации получил за год доход от использования принадлежащей ему недвижимости в размере более 10 млн. рублей, однако налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не подал, налог на доходы физических лиц в размере более 1,3 млн. рублей не заплатил, тогда как за период времени три года (в которые входит и указанный выше один год) он уплатил налоги на общую сумму 60 тыс. рублей. При этом доля неуплаченного налога превысила 10% от подлежащего уплате налога, что соответствует признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) Уголовного кодекса Российской Федерации. В данном случае виновный подлежит уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога с физического лица путем непредставления налоговой декларации, совершенное в крупном размере.

Последствием уклонения от уплаты налогов является неполучение государством тех денежных средств, которые оно должно было получить в виде налоговых доходов. В итоге это приводит к недостатку финансирования социальной, оборонительной, правоохранительной, судебной функций государства.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой введение в заблуждение налоговых органов или оставление их в неведении относительно объектов налогообложения и подлежащих с них к уплате налогов и сборов. Исказив в налоговой декларации размер объектов налогообложения, виновное лицо получает возможность не уплачивать или уплачивать в неполном объеме налоги и сборы.

Уголовная ответственность может наступать как за уклонение от уплаты всех налогов и сборов, в отношении которых у физических лиц имеются соответствующие обязанности, так и за уклонение от уплаты обязательных платежей одного вида, например, только налогов или только сборов. В любом случае при квалификации преступлений суммы неуплаченных налогов и сборов подлежат сложению.

Однако основным налогом, который обязаны уплачивать физические лица, по-прежнему является налог на доходы.

В соответствии с законодательством, плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К числу физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. В противном случае они признаются нерезидентами для целей налогообложения.

Перечень доходов от источников в Российской Федерации и доходов от источников за пределами Российской Федерации определяет ст. 208 (доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации) Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст. 227 (особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами) Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Положения данной статьи имеют существенное значение для определения момента окончания преступления, предусмотренного ст.198 Уголовного кодекса Российской Федерации, так как в соответствии с ними определяется конечный срок уплаты налога.

Согласно ст. 229 (налоговая декларация) Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов. Сведения могут касаться результатов предпринимательской деятельности физического лица, полученных доходах и произведенных расходах, наличия у налогоплательщика права на льготы.

Субъектами преступления являются физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные практики (частные нотариусы, охранники и детективы и др.). Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

В то же время государство не заинтересовано в использовании карательной функции и обязательном применении наказания к лицу, совершившему налоговое преступление. Уголовным и уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации введен порядок освобождения от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.

Для лиц, впервые совершивших налоговое преступление, предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в случае полной уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в размерах, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В случае уплаты указанных сумм уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению.

Согласно пункту 2 примечаний к статье 198 Уголовного кодекса Российской Федерации следователь обязан освободить от уголовной ответственности лицо на любой стадии досудебного судопроизводства при выполнении указанных условий.

С 1 января 2011 г. расследование налоговых преступлений отнесено к компетенции следователей Следственного комитета России.

Поводом и основанием для возбуждения уголовного дела об уклонении от уплаты налогов физическим лицом могут быть только материалы проверок налоговых органов, в которых содержатся достаточные данные, указывающие на совершение преступления.

Привлечение физического лица к ответственности за налоговое правонарушение возможно только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков преступления, т.е. исключается привлечение физического лица к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Таким образом, в случае привлечения физического лица к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, его привлечение к налоговой ответственности не допускается. Вместе с тем, налоговый орган имеет право взыскать с него соответствующий налог и пени за его несвоевременную уплату.

Чем чревата неуплата налогов на транспортное средство для физических лиц?

В настоящее время неуплата налогов гражданами может привести к печальным последствиям — начислениям пени, внушительных штрафов, а также к запрету на выезд за рубеж, который нередко применяется по отношению к злостным неплательщикам. И транспортный налог, начисляемый на личные автомобили россиян, исключением не является, однако некоторые владельцы машин не могут самостоятельно разобраться в особенностях налогового законодательства.

Плательщики налога

Автолюбители, интересующиеся, чем грозит неуплата транспортного налога, должны знать, какая категория физических лиц в данном случае входит в число налогоплательщиков. Согласно действующему законодательству объектом для начисления налога становится любое транспортное средство, принадлежащее гражданину или конкретной организации. При этом частные компании сумму налога за пользование транспортом, находящимся на их балансе, обязаны исчислить самостоятельно.

Физические лица вынуждены уплачивать транспортный налог на основании квитанции, выписываемой фискальными органами. Как правило, сотрудники ГИБДД передают все данные о личных автомобилях граждан в местные инспекции сразу после смены собственника машины в момент осуществления постановки на учет либо получения автолюбителем новых регистрационных номеров. А обязанность уплатить транспортный налог у частных лиц начинается только с момента вручения им такого уведомления, которое представители фискальных органов должны вручать владельцу автомобиля лично, а не рассылать по почте либо бросать в почтовые ящики.

Обращение в суд

В настоящее время неуплата налогов за личный автотранспорт в срок, зафиксированный в уведомлении, грозит автовладельцу следующими неприятными последствиями. Так, налоговая инспекция района, где зарегистрирован владелец автомобиля, начинает подготовку документации, подаваемой в судебные органы. Как правило, необходимая сумма взыскивается с неплательщика в мировом суде, где и назначается точная дата заседания. Затем судебные органы уже самостоятельно присылают должнику уведомление с указанием времени предстоящего слушания. А владелец машины получает право на отправку в ГИБДД запроса, позволяющего выяснить все спорные моменты, касающиеся регистрационных сведений о его машине.

Ответственность неплательщика

Если суд признает, что неуплата налогов возникла по вине владельца машины, а не из-за ошибок сотрудников ГИБДД и несвоевременного предъявления квитанции для оплаты, выносится решение о взыскании невыплаченной в бюджет суммы с непосредственного должника. Затем за дело берутся судебные приставы, которые найдут способ обязать владельца машины выплатить задолженность перед фискальными органами. Поэтому неуплата налогов физическим лицом может привести к следующим методам давления на должника.

Судебные приставы могут проверить наличие у владельца машины счетов в отечественных банках, с которых при необходимости сумма задолженности перед бюджетом будет списана в принудительном порядке. Действенной мерой становится ограничение на выезд автовладельца за рубеж. Большинство должников вынуждены быстро рассчитаться по своим долгам, чтобы получить возможность вернуться к привычному образу жизни.

Помимо испорченного отпуска, неуплата налогов может привести к ограничениям на право пользования личным транспортным средством. К примеру, без предъявления документа о погашении долга перед фискальными органами автолюбитель не сможет получить талон о своевременном прохождении техосмотра. У граждан нередко возникают сложности и при желании реализовать транспортное средство, поскольку машина не будет снята с учета до полной выплаты транспортного налога, а также пени и других штрафов, а в некоторых случаях — погашения судебных издержек.

Статья за неуплату налогов

Ïðè ñäà÷å êâàðòèðû âíàåì íåò íåîáõîäèìîñòè ðåãèñòðèðîâàòüñÿ â êà÷åñòâå èíäèâèäóàëüíîãî ïðåäïðèíèìàòåëÿ, ïîñêîëüêó ýòî íå ïðåäïðèíèìàòåëüñêàÿ äåÿòåëüíîñòü, à äåÿòåëüíîñòü ôèçè÷åñêîãî ëèöà, ñâÿçàííàÿ ñ èçâëå÷åíèåì äîõîäîâ îò èìóùåñòâà.

Äàííóþ ïîçèöèþ ïîäòâåðæäàþò è íàëîãîâûå îðãàíû: «Â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà íå çàðåãèñòðèðîâàííîå â êà÷åñòâå èíäèâèäóàëüíîãî ïðåäïðèíèìàòåëÿ ëèöî ïðèîáðåëî äëÿ ëè÷íûõ íóæä æèëîå ïîìåùåíèå èëè èíîå íåäâèæèìîå èìóùåñòâî ëèáî ïîëó÷èëî åãî ïî íàñëåäñòâó èëè ïî äîãîâîðó äàðåíèÿ, íî â ñâÿçè ñ îòñóòñòâèåì íåîáõîäèìîñòè â èñïîëüçîâàíèè ýòîãî èìóùåñòâà âðåìåííî ñäàëî åãî â àðåíäó èëè âíàåì è â ðåçóëüòàòå òàêîé ãðàæäàíñêî-ïðàâîâîé ñäåëêè ïîëó÷èëî äîõîä (â òîì ÷èñëå â êðóïíîì èëè îñîáî êðóïíîì ðàçìåðå), ñîäåÿííîå èì íå âëå÷åò óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè çà íåçàêîííîå ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî.» Òàê ãîâîðèòñÿ â îäíîì èç îòâåòîâ ÔÍÑ íà çàïðîñ íàëîãîïëàòåëüùèêà.

Ïîëó÷åííûå îò ñäà÷è âíàåì êâàðòèðû äîõîäû ïîäëåæàò íàëîãîîáëîæåíèþ íàëîãîì íà äîõîäû ôèçè÷åñêèõ ëèö ïî ñòàâêå 13%. Íàëîã ïëàòèòñÿ îäèí ðàç â ãîä, äëÿ ýòîãî íóæíî ïðåäñòàâèòü â íàëîãîâûå îðãàíû ïî ìåñòó íàõîæäåíèÿ æèëîãî ïîìåùåíèÿ äåêëàðàöèþ î äîõîäàõ (ãëàâà 23 ÍÊ ÐÔ «Íàëîã íà äîõîäû ôèçè÷åñêèõ ëèö»).

Îòâåòñòâåííîñòü çà íåóïëàòó íàëîãà. Óñòàíîâëåíû ñëåäóþùèå âèäû îòâåòñòâåííîñòè:

1) Îòâåòñòâåííîñòü çà íåïðåäñòàâëåíèå íàëîãîïëàòåëüùèêîì íàëîãîâîé äåêëàðàöèè óñòàíîâëåíà ñò. 119 ÍÊ ÐÔ (øòðàô îò 5% äî 30% çà êàæäûé ìåñÿö ïðîñðî÷êè è íå ìåíåå 100 ðóá.).

2) Îòâåòñòâåííîñòü çà íåóïëàòó èëè íåïîëíóþ óïëàòó ñóìì íàëîãà óñòàíîâëåíà ñò. 122 ÍÊ ÐÔ (øòðàô îò 20% äî 40% îò íåóïëà÷åííûõ ñóìì íàëîãà.)

3) Óãîëîâíàÿ îòâåòñòâåííîñòü ïî ñò. 198 ÓÊ ÐÔ çà óêëîíåíèå ôèçè÷åñêîãî ëèöà îò óïëàòû íàëîãà, ñîâåðøåííîå â êðóïíîì ðàçìåðå — ò.å. åñëè ñóììà íåóïëà÷åííîãî íàëîãà ñîñòàâèëà áîëåå 100 000 ðóáëåé (ò.å. ðàçìåð ñêðûòîãî äîõîäà äîëæåí ñîñòàâëÿòü íå ìåíåå 769 000 ðóáëåé).

Ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî íàëîãîâûå îðãàíû äîëæíû äîêàçàòü ðàçìåð äîõîäà, íà ïðàêòèêå ýòî áûâàåò ñäåëàòü ïðîáëåìàòè÷íî, ò.ê. â ðàñêðûòèè èíôîðìàöèè íå çàèíòåðåñîâàí íè ñíèìàþùèé êâàðòèðó, íè ñäàþùèé åå.

Çàêîíîäàòåëüñòâî ïî òåìå:

Íàëîãîâûé êîäåêñ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Ñòàòüÿ 119. Íåïðåäñòàâëåíèå íàëîãîâîé äåêëàðàöèè.

1. Íåïðåäñòàâëåíèå íàëîãîïëàòåëüùèêîì â óñòàíîâëåííûé çàêîíîäàòåëüñòâîì î íàëîãàõ è ñáîðàõ ñðîê íàëîãîâîé äåêëàðàöèè â íàëîãîâûé îðãàí ïî ìåñòó ó÷åòà, ïðè îòñóòñòâèè ïðèçíàêîâ íàëîãîâîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ, ïðåäóñìîòðåííîãî â ïóíêòå 2 íàñòîÿùåé ñòàòüè, âëå÷åò âçûñêàíèå øòðàôà â ðàçìåðå 5 ïðîöåíòîâ îò ñóììû íàëîãà, ïîäëåæàùåé óïëàòå (äîïëàòå) íà îñíîâå ýòîé äåêëàðàöèè, çà êàæäûé ïîëíûé èëè íåïîëíûé ìåñÿö ñî äíÿ, óñòàíîâëåííîãî äíÿ åå ïðåäñòàâëåíèÿ, íî íå áîëåå 30 ïðîöåíòîâ îò óêàçàííîé ñóììû è íå ìåíåå 100 ðóáëåé.

2. Íåïðåäñòàâëåíèå íàëîãîïëàòåëüùèêîì íàëîãîâîé äåêëàðàöèè â íàëîãîâûé îðãàí â òå÷åíèå áîëåå 180 äíåé ïî èñòå÷åíèè óñòàíîâëåííîãî çàêîíîäàòåëüñòâîì î íàëîãàõ ñðîêà ïðåäñòàâëåíèÿ òàêîé äåêëàðàöèè âëå÷åò âçûñêàíèå øòðàôà â ðàçìåðå 30 ïðîöåíòîâ ñóììû íàëîãà, ïîäëåæàùåé óïëàòå íà îñíîâå ýòîé äåêëàðàöèè, è 10 ïðîöåíòîâ ñóììû íàëîãà, ïîäëåæàùåé óïëàòå íà îñíîâå ýòîé äåêëàðàöèè, çà êàæäûé ïîëíûé èëè íåïîëíûé ìåñÿö íà÷èíàÿ ñî 181-ãî äíÿ.

Ñòàòüÿ 122. Íåóïëàòà èëè íåïîëíàÿ óïëàòà ñóìì íàëîãà

1. Íåóïëàòà èëè íåïîëíàÿ óïëàòà ñóìì íàëîãà â ðåçóëüòàòå çàíèæåíèÿ íàëîãîâîé áàçû, èíîãî íåïðàâèëüíîãî èñ÷èñëåíèÿ íàëîãà èëè äðóãèõ íåïðàâîìåðíûõ äåéñòâèé (áåçäåéñòâèÿ) âëåêóò âçûñêàíèå øòðàôà â ðàçìåðå 20 ïðîöåíòîâ îò íåóïëà÷åííûõ ñóìì íàëîãà.

2. Óòðàòèë ñèëó ñ 1 ÿíâàðÿ 2004 ã.

3. Äåÿíèÿ, ïðåäóñìîòðåííûå ïóíêòîì 1 íàñòîÿùåé ñòàòüè, ñîâåðøåííûå óìûøëåííî, âëåêóò âçûñêàíèå øòðàôà â ðàçìåðå 40 ïðîöåíòîâ îò íåóïëà÷åííûõ ñóìì íàëîãà.

Óãîëîâíûé êîäåêñ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Ñòàòüÿ 198. Óêëîíåíèå îò óïëàòû íàëîãîâ è (èëè) ñáîðîâ ñ ôèçè÷åñêîãî ëèöà

1. Óêëîíåíèå îò óïëàòû íàëîãîâ è (èëè) ñáîðîâ ñ ôèçè÷åñêîãî ëèöà ïóòåì íåïðåäñòàâëåíèÿ íàëîãîâîé äåêëàðàöèè èëè èíûõ äîêóìåíòîâ, ïðåäñòàâëåíèå êîòîðûõ â ñîîòâåòñòâèè ñ çàêîíîäàòåëüñòâîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè î íàëîãàõ è ñáîðàõ ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûì, ëèáî ïóòåì âêëþ÷åíèÿ â íàëîãîâóþ äåêëàðàöèþ èëè òàêèå äîêóìåíòû çàâåäîìî ëîæíûõ ñâåäåíèé, ñîâåðøåííîå â êðóïíîì ðàçìåðå, — íàêàçûâàåòñÿ øòðàôîì â ðàçìåðå îò ñòà òûñÿ÷ äî òðåõñîò òûñÿ÷ ðóáëåé èëè â ðàçìåðå çàðàáîòíîé ïëàòû, èëè èíîãî äîõîäà îñóæäåííîãî çà ïåðèîä îò îäíîãî ãîäà äî äâóõ ëåò, ëèáî àðåñòîì íà ñðîê îò ÷åòûðåõ äî øåñòè ìåñÿöåâ, ëèáî ëèøåíèåì ñâîáîäû íà ñðîê äî îäíîãî ãîäà.

2. Òî æå äåÿíèå, ñîâåðøåííîå â îñîáî êðóïíîì ðàçìåðå, íàêàçûâàåòñÿ øòðàôîì â ðàçìåðå îò äâóõñîò òûñÿ÷ äî ïÿòèñîò òûñÿ÷ ðóáëåé èëè â ðàçìåðå çàðàáîòíîé ïëàòû èëè èíîãî äîõîäà îñóæäåííîãî çà ïåðèîä îò âîñåìíàäöàòè ìåñÿöåâ äî òðåõ ëåò ëèáî ëèøåíèåì ñâîáîäû íà ñðîê äî òðåõ ëåò.

Ïðèìå÷àíèå. Êðóïíûì ðàçìåðîì â íàñòîÿùåé ñòàòüå ïðèçíàåòñÿ ñóììà íàëîãîâ è (èëè) ñáîðîâ, ñîñòàâëÿþùàÿ çà ïåðèîä â ïðåäåëàõ òðåõ ôèíàíñîâûõ ëåò ïîäðÿä áîëåå ñòà òûñÿ÷ ðóáëåé, ïðè óñëîâèè, ÷òî äîëÿ íåóïëà÷åííûõ íàëîãîâ è (èëè) ñáîðîâ ïðåâûøàåò 10 ïðîöåíòîâ ïîäëåæàùèõ óïëàòå ñóìì íàëîãîâ è (èëè) ñáîðîâ, ëèáî ïðåâûøàþùàÿ òðèñòà òûñÿ÷ ðóáëåé, à îñîáî êðóïíûì ðàçìåðîì — ñóììà, ñîñòàâëÿþùàÿ çà ïåðèîä â ïðåäåëàõ òðåõ ôèíàíñîâûõ ëåò ïîäðÿä áîëåå ïÿòèñîò òûñÿ÷ ðóáëåé ïðè óñëîâèè, ÷òî äîëÿ íåóïëà÷åííûõ íàëîãîâ è (èëè) ñáîðîâ ïðåâûøàåò 20 ïðîöåíòîâ ïîäëåæàùèõ óïëàòå ñóìì íàëîãîâ è (èëè) ñáîðîâ ëèáî ïðåâûøàþùàÿ îäèí ìèëëèîí ïÿòüñîò òûñÿ÷ ðóáëåé.

Ïèñüìî Äåïàðòàìåíòà íàëîãîâîé è òàìîæåííî-òàðèôíîé ïîëèòèêè Ìèíôèíà ÐÔ îò 29 ñåíòÿáðÿ 2005 ã ¹ 03-02-07/1-251 «Î âîïðîñå ïðèâëå÷åíèÿ ê îòâåòñòâåííîñòè, ïðåäóñìîòðåííîé ñòàòüåé 122 ÍÊ ÐÔ»:

«Äåïàðòàìåíò íàëîãîâîé è òàìîæåííî-òàðèôíîé ïîëèòèêè» ðàññìîòðåë çàïðîñ îò 12.08.2005 ¹ 1025 è ñîîáùàåò ñëåäóþùåå. Ñòàòüåé 122 Íàëîãîâîãî êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè (äàëåå Êîäåêñ) óñòàíîâëåíà îòâåòñòâåííîñòü çà íåóïëàòó èëè íåïîëíóþ óïëàòó ñóìì íàëîãà â ðåçóëüòàòå çàíèæåíèÿ íàëîãîâîé áàçû, èíîãî íåïðàâèëüíîãî èñ÷èñëåíèÿ íàëîãà èëè èíûõ íåïðàâîìåðíûõ äåéñòâèé (áåçäåéñòâèÿ).

 ïóíêòå 42 ïîñòàíîâëåíèÿ Ïëåíóìà Âûñøåãî Àðáèòðàæíîãî Ñóäà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 28.02.2001 ¹ 5 óêàçàíî, ÷òî ïðè ïðèìåíåíèè ñòàòüè 122 Êîäåêñà ñóäàì íåîáõîäèìî èìåòü â âèäó, ÷òî «íåóïëàòà èëè íåïîëíàÿ óïëàòà ñóìì íàëîãà» îçíà÷àåò âîçíèêíîâåíèå ó íàëîãîïëàòåëüùèêà çàäîëæåííîñòè ïåðåä ñîîòâåòñòâóþùèì áþäæåòîì (âíåáþäæåòíûì ôîíäîì) ïî óïëàòå êîíêðåòíîãî íàëîãà â ðåçóëüòàòå ñîâåðøåíèÿ óêàçàííûõ â äàííîé ñòàòüå äåÿíèé (äåéñòâèé èëè áåçäåéñòâèÿ).  ñâÿçè ñ ýòèì, åñëè â ïðåäûäóùåì ïåðèîäå ó íàëîãîïëàòåëüùèêà èìååòñÿ ïåðåïëàòà îïðåäåëåííîãî íàëîãà, êîòîðàÿ ïåðåêðûâàåò èëè ðàâíà ñóììå òîãî æå íàëîãà, çàíèæåííîé â ïîñëåäóþùåì ïåðèîäå è ïîäëåæàùåé óïëàòå â òîò æå áþäæåò (âíåáþäæåòíûé ôîíä), è óêàçàííàÿ ïåðåïëàòà íå áûëà ðàíåå çà÷òåíà â ñ÷åò èíûõ çàäîëæåííîñòåé ïî äàííîìó íàëîãó, ñîñòàâ ïðàâîíàðóøåíèÿ, ïðåäóñìîòðåííûé ñòàòüåé 122 Êîäåêñà, îòñóòñòâóåò, ïîñêîëüêó çàíèæåíèå ñóììû íàëîãà íå ïðèâåëî ê âîçíèêíîâåíèþ çàäîëæåííîñòè ïåðåä áþäæåòîì (âíåáþäæåòíûì ôîíäîì) â ÷àñòè óïëàòû êîíêðåòíîãî íàëîãà.

Åñëè æå ó íàëîãîïëàòåëüùèêà èìååòñÿ ïåðåïëàòà íàëîãà â áîëåå ïîçäíèå ïåðèîäû ïî ñðàâíåíèþ ñ òåì ïåðèîäîì, êîãäà âîçíèêëà çàäîëæåííîñòü, íàëîãîïëàòåëüùèê ìîæåò áûòü îñâîáîæäåí îò îòâåòñòâåííîñòè, ïðåäóñìîòðåííîé ñòàòüåé 122 Êîäåêñà, òîëüêî ïðè ñîáëþäåíèè èì óñëîâèé, îïðåäåëåííûõ ïóíêòîì 4 ñòàòüè 81 Êîäåêñà. Ïóíêòîì 4 ñòàòüè 81 Êîäåêñà óñòàíîâëåíî, ÷òî åñëè ïîäà÷à íàëîãîïëàòåëüùèêîì çàÿâëåíèÿ î äîïîëíåíèè è èçìåíåíèè íàëîãîâîé äåêëàðàöèè äåëàåòñÿ ïîñëå èñòå÷åíèÿ ñðîêà ïîäà÷è íàëîãîâîé äåêëàðàöèè è ñðîêà óïëàòû íàëîãà, òî íàëîãîïëàòåëüùèê îñâîáîæäàåòñÿ îò íàëîãîâîé îòâåòñòâåííîñòè, åñëè óêàçàííîå çàÿâëåíèå íàëîãîïëàòåëüùèê ñäåëàë äî ìîìåíòà, êîãäà îí óçíàë îá îáíàðóæåíèè íàëîãîâûì îðãàíîì îáñòîÿòåëüñòâ, ïðåäóñìîòðåííûõ ïóíêòîì 1 íàçâàííîé ñòàòüè, ëèáî î íàçíà÷åíèè âûåçäíîé íàëîãîâîé ïðîâåðêè. Íàëîãîïëàòåëüùèê îñâîáîæäàåòñÿ îò îòâåòñòâåííîñòè â ñîîòâåòñòâèè ñ íàçâàííûì ïóíêòîì ïðè óñëîâèè, ÷òî äî ïîäà÷è òàêîãî çàÿâëåíèÿ íàëîãîïëàòåëüùèê óïëàòèë íåäîñòàþùóþ ñóììó íàëîãà è ñîîòâåòñòâóþùèå åé ïåíè.

 ñëó÷àå, åñëè íà ìîìåíò ïîäà÷è â íàëîãîâûé îðãàí çàÿâëåíèÿ î âíåñåíèè èçìåíåíèé â íàëîãîâóþ äåêëàðàöèþ èìåëàñü ïåðåïëàòà ïî òîìó æå íàëîãó è íàëîãîïëàòåëüùèêîì ïîäàíî çàÿâëåíèå â ýòîò íàëîãîâûé îðãàí î çà÷åòå ñóììû èçëèøíå óïëà÷åííîãî íàëîãà â ñ÷åò ïîãàøåíèÿ íåäîèìêè, âîçíèêøåé çà ïðåäûäóùèé íàëîãîâûé ïåðèîä, íà îñíîâàíèè ïóíêòà 5 ñòàòüè 78 Êîäåêñà, à òàêæå åñëè ýòà ïåðåïëàòà ïåðåêðûâàåò èëè ðàâíà ñóììå íåäîèìêè, òî îñíîâàíèé äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ íàëîãîïëàòåëüùèêà ê îòâåòñòâåííîñòè; ïðåäóñìîòðåííîé ñòàòüåé 122 Êîäåêñà, íå èìååòñÿ.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит